01.03.2011

Иконы 90-х

17. 03.11– 22.05.11

Выставка «Иконы 90-х» -  это продолжение проекта «Иконы 1960-80-х», которым открылся Центр фотографии имени братьев Люмьер год назад. Успех премьерной выставки и заинтересованность в ней, которую проявляют российские музеи, в частности Русский музей, - вдохновляющий пример того, как высок сегодня интерес к нашему фотографическому наследию и серьезным  выставочным проектам.

Впечатляющая  востребованность проекта  2010 года заставила нас продолжить в 2011-м.

А.Ломохов. А. Абдулов. Съемка фильма Леди Макбет Мценского уезда. 1989     И. Стомахин. Андрей Бартенев в ЦВЗ _Манеж_ на ярмарке _АРТ-МИФ 93_. 1993

«Иконы 90-х» - это наш субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то же  время романтичную эпоху, когда все появилось впервые – первые ток-шоу и желтая пресса, четырехкилограммовые мобильные телефоны и малиновые пиджаки, первая телевизионная реклама и клипы, которые смотрели с не меньшим интересом, чем кино.

В.Богданов. Валерия Новодворская и Константин Боровой. 1996 г     О. Моисеева. Юрий Шевчук во дворе _Ленфильма_. 1990

Проект   «Иконы 90-х» - это более 300 работ ведущих российских фотографов, в основном  в жанре репортажного портрета, который наиболее непосредственно и точно передает атмосферу эпохи и  истинный характер его героев. Известных людей тех лет, кумиров, которые сыграли немалую роль в судьбе России, оставили след в ее культуре, политике, науке, спорте, бизнесе.

Мы провели большую работу по исследованию архивов не только московских, но и петербургских фотографов. В итоге, на выставке представлены работы более 40 авторов.

Безопасное расстояние в двадцать лет, которое отделяет нас от лихих 90-х,  помогло отобрать именно тех «икон» и тех авторов, которые вошли в историю страны, в нашу личную историю, и в историю искусства.

Фотографы 90-х – представители  новой визуальной культуры,  которая позволяет  фотографии выйти  за рамки  репортажа или портрета. Фотография  становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.  Возникает целое поколение фотографов, которые раскрылись именно в конце 80-х и в  90-е годы.

Появление "свободной" прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики -  более раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора Васенина чувствуется коммерсантовская школа, его фотографии Бориса Ельцина и Березовского, Ивана Демидова  и Богдана Титомира лаконичны и беспристрастны. Фотографии Владимира  Веленгурина заразительно ироничны: прикрывшаяся сумочкой, обнаженная Дана Борисова на танке, Степашин со своим двойником в счетной палате, Мавроди на конспиративной квартире.

Интересны фотографии личной жизни политических игроков. Например, снимок «А.Собчак и дочь Ксения дома в Ленинграде» (1989) Льва Шерстенникова, чья репутация фотографа, вхожего в мир политической элиты 70-80—х годов, открывала для него двери политических лидеров 90-х.

Конечно, значительную часть выставки занимают фотографы андеграунда.   Героями их портретных и жанровых снимков становились известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса. Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей «Африка» Бугаев, Сергей Курехин. Такой набор харизматичных личностей требовал посвященности в их среду. Знаменательно то, что в те годы нередко сами фотографы формировали эту среду. Например, летописец московского и ленинградского андеграунда Сергей Борисов, чья мастерская стала клубом, в котором выковывалась рок и арт культура. В 90-е фотограф – это наблюдатель, свой среди своих. Именно поэтому фотографии Александра Забрина – хроникера джазовой тусовки, рок-фотографов Вилли Усова и Дмитрия Конрадта настолько атмосферны и так точно передают дух времени. Времени, когда создавалась новая культура, политика, новая жизнь, которой мы живем последние 20 лет.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц