05.11.2010

Выставка Мартина Крида ЧИСЛА

Английский художник Мартин Крид (Martin Creed), лауреат премии Тёрнера, престижнейшей награды Великобритании в области современного искусства, давно провоцирует зрителя необычными, нестандартными приёмами творческого высказывания. Его искусство, лаконичное и не лишённое иронии, неизменно озадачивает и вынуждает размышлять – что же именно представил вниманию автор? «Мне кажется, что люди могут истолковывать мою работу так, как им нравится. Не думаю, что я должен им что-то специально объяснять», – говорит художник.

Работы Мартина Крида поражают своей прямотой и убедительностью – с помощью самых простых материалов, он добивается потрясающих результатов, полностью трансформируя пространство или наше восприятие его. Мартин Крид по-новому позиционируют знакомые предметы: его произведения представляют «ситуации объектов» (object situations) в «системе объектов» (system of objects). В арсенале художественных средств – деревянные балки, куски мятой бумаги, стулья и столы, гвозди, свет и звук, а также музыка, балерины и профессиональные бегуны. Отсюда и жанровое разнообразие его творчества – это скульптуры и инсталляции, графика, музыкальный перформанс, балет...

Каждая работа получает не название, а номер. Сквозная нумерация – это одновременно знак равенства между разноплановыми работами (все работы именуются по одному и тому же принципу) и движение вперед. Движение в творчестве Крида иногда приобретает буквальное значение – в знаменитой работе № 850 профессиональные атлеты каждые 30 секунд пробегали по залам галереи Тейт. Но чаще это приём нарастания, градации, когда художник играет с пропорциями сложенных в некую синтагму объектов: пирамида из стульев, линейка из кактусов, строй метрономов, отбивающих каждый свой ритм.

Числа и простейшие математические операции по сложению и вычитанию лежат в основе творчества Крида. Используя самые разные материалы, художник складывает их в комбинации – что-то добавляет, что-то убирает – и добивается удивительно сложных решений. Так, работа № 227 The Lights Going On and Off (Включение и выключение света, 2001), за которую он и получил премию Тёрнера, представляет собой пустое белое пространство, в котором неожиданно зажигается и гаснет свет. Оппозиция «свет / темнота» является примером «бинарного кода» произведений Мартина Крида – противопоставление пустоты и наполненности, отсутствия и наличия, тишины и звука, света и темноты. При этом акцент неизменно делается на процессуальности: у зрителя должно складываться впечатление, что работа возникает у него на глазах.  Именно поэтому так логично обращение Крида к музыке, которая, по его мнению, лучше всего позволяет показать процесс рождения произведения в режиме реального времени.

Мартин Крид стоит в одном ряду с такими суперзвёздами международной арт-сцены, как Дэмиен Хёрст, Рейчел Уайтред и Вольфганг Тиллманс. На его первой в России выставке в Московском музее современного искусства будут представлены избранные работы за весь период творческой карьеры художника. Адаптированные под новое пространство, произведения будут расположены по залам в соответствии с внутренней структурной логикой творчества Крида в нарастающем порядке и обозначат наиболее значимые этапы. А прямо на фасаде музея разместится новая работа – неоновые буквы, сложенные в оптимистическую фразу «Всё будет хорошо», парафраз знаменитой работы № 200 Everything Is Going to Be Alright 1998 года.

Московский музей современного искусства выражает искреннюю благодарность галерее Hauser&Wirth, оказавшей неоценимую помощь и поддержку в подготовке и реализации выставки.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц