05.09.2010

Роджер Баллен: Документальный вымысел

Осенью этого года столичным ценителям фотографии впервые предоставится возможность познакомиться с  одним из самых экстравагантных живых классиков – Роджером Балленом. Свои работы он называет «документальным вымыслом» (documentary fiction) – это органичный сплав документализма, символизма и абстрактной эстетики.  

16 сентября в галерее Photographer.ru состоится открытая беседа Роджера Баллена и Екатерины Деготь.
 
Творческий путь Роджера Баллена (Roger Ballen) можно описать как движение от репортажной съемки к субъективной документалистике. Отучившись в университете Беркли, в 1972 г. Баллен отправляется в длительное путешествие автостопом по миру. Так была создана его первая книга (Boyhood, 1979). Эта и следующие его книги – «Маленькие города Южной Африки» (Dorps: Small Towns of South Africa, 1986) и «Деревни Южной Африки» (Platteland: Images from Rural South Africa, 1994) – хотя и несут уже в себе ноту ирреальности, все еще вполне укладываются в рамки определения «уличной фотографии»: он запечатлевает на черно-белую пленку (верность которой, также как и квадратному формату, сохраняет поныне) пейзажи, архитектурные детали, прохожих.  В этот период он находится под сильным влиянием сюрреалистической эстетики  Андре Кертеша, с которым дружила его мать, некогда сотрудница агентства Magnum, а затем владелица фотогалереи в Нью-Йорке.  Кстати, в  момент работы над «Городами» и «Деревнями»  основным занятием Баллена была отнюдь не фотография, а разведка полезных ископаемых. Геолог по образованию, он в течение долгих лет скитался по заброшенным уголкам африканского континента в поисках месторождений золота, попутно снимая привлекавшие его внимание странноватые объекты. Критикой первые опыты будущего классика были встречены с прохладцей.

Однако опубликованные вскоре,  в 2001 году, «Задворки» (Outland, 2001) была признана «Лучшим фотоальбомом года» на Photo Espana  и принесла своему автору еще несколько престижных наград и международную славу.

В «Задворках», также как в последовавшей за ними «Мрачной комнате» (Shadow Chamber, 2005) и особенно – в «Меблированных комнатах» (Boarding House, 2009), Баллен все более отходит от узнаваемых сюжетов, черпая вдохновение в  омутах  подсознания. Теперь его кумиры и учителя уже не коллеги по цеху, а художники и литераторы – сюрреалист Хуан Миро, основатель стиля «ар брют» Жан Дюбюффе, один из основоположников «театра абсурда» Самюэл Беккет. Его камера фиксирует им же самим созданные причудливые композиции из животных, предметов, отдельных частей человеческого тела и граффити; Баллен увлечен игрой фактур, объемов и полутонов. Критики все чаще сравнивают его работы с ночными кошмарами; подчеркивая важность поднимаемых Балленом социальных вопросов, они говорят и о пугающих психологических экспериментах.

Выставляемые в сентябре в Москве «Меблированные комнаты» – плод почти пятилетнего исследования Балленом самого «дна» жизни – как в привычно-житейском понимании (в кадре интерьеры реальной ночлежки в пригородах Йоханнесбурга и ее обитатели: беглые преступники, разорившиеся золотоискатели, разные асоциальные типы), так и в экзистенциональном смысле. Фотограф утверждает, что работа над серией столкнула его с такими темными сторонами собственного сознания, о существовании которых он прежде и не подозревал. Эти фотографии, будучи технически постановочными, говорят о жизни и изломах человеческих судеб и психики больше, чем любая «прямая» документация.

Работы Баллена находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства (MoMA, Нью-Йорк), в Центре Жоржа Помпиду (Париж), в музее Виктории и Альберта (Лондон), в музее Стейдлик (Амстердам), во многих других известных публичных и частных коллекциях.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц