08.06.2010

Выставка работ архитектора Леонида Павлова

Выставку Леонида Павлова планировалось открыть в 2009 году, чтобы отметить столетие со дня рождения архитектора. Дата рождения очень многое определила в его судьбе. Павлов успел получить образование во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, где учился у Александра Веснина, но не успел толком поработать как конструктивист. Провел четыре года в аспирантуре Академии архитектуры, овладевая тонкостями языка классической архитектуры, но очень мало построил и в этой стилистике – сначала помешала война, потом – кампания по борьбе с космополитизмом, в которой Павлов попал под удар как приверженец школы Жолтовского. Второй слом эстетики советской архитектуры стал для него не травмой, как для многих его современников, а освобождением. По-настоящему его дар раскрылся в 1960–1970 х годах, да так мощно, что ему удавалось реализовывать новаторские проекты и в самые глухие годы застоя.

Его работы отмечены яркой индивидуальностью, и в то же время Павлов как будто ведет постоянный диалог с героями юности – Ле Корбюзье, Александром Весниным и, в особенности, с Иваном Леонидовым, с которым дружил вплоть до его смерти в 1959 году. При этом в его модернистских проектах находит применение наука о пропорциях, которую Павлов изучал в Академии архитектуры. Наконец, в работах второй половины 1970 х – 1980 х годов вновь оказываются востребованы исторические формы, усвоенные им все в той же Академии времен «освоения классики». Удивительным образом Павлов обращает себе на пользу все исторические перипетии, находя достойный ответ на каждый вызов времени и сплавляя накопленный опыт в полифонии (пользуясь выражением его старшего современника Михаила Бахтина) своих произведений.

Экспозиция, в которой представлены вещи из собрания Музея архитектуры и семьи архитектора, организована по тематическому принципу. За вводным залом, посвященным биографическим документам и градостроительным проектам, следуют разделы «Театр», «Дворцы», «Транспорт», «Информация» и «Память», отражающие наиболее важные сюжеты в творчестве мастера.

Представляется, что главным качеством Павлова как творческой личности была независимость. Его знаменитые «экстремы», своеобразный творческий манифест, есть не что иное, как отказ считаться с общепринятыми ограничениями и привычными догмами. Архитектура не функциональна, не конечна, не масштабна, не материальна, – полемически утверждает он. И вдруг, в этом ряду – двойное отрицание: «архитектура не аполитична», она всегда решает те или иные социальные -задачи. Признавая зависимость архитектора от нужд общества, в котором он работает, Павлов чутко выбирал те насущные темы, которые позволяли создавать новый и убедительный художественный образ. В этом для него заключалось главное дело архитектора. Этим он и остался в истории.

Открытие 8 июня в Анфиладе Главного здания Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.

адрес музея:
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: 690-05-51



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц