03.06.2010

Выставка произведений Аннетт Мессаже «Вымыслы, искушения, манипуляции»

Аннетт Мессаже - звезда мирового и французского современного искусства, победительница Венецианской биеннале 2005 года, где ее инсталляция Casino была отмечена Гран-при биеннале  -  «Золотым львом». Ретроспективная выставка позволит российской публике познакомиться со всеми периодами творчества знаменитой французской художницы.

Аннетт Мессаже является знаковой фигурой поколения женщин-художниц, которым впервые в истории искусства удалось встать на одну ступень с их коллегами-мужчинами. До 1970-х годов женщины могли войти в артистический мир только в качестве подруг, муз и натурщиц. Аннетт совершила гендерную революцию в художественном пространстве, хотя сейчас она говорит, что «надо перестать рассуждать о «женском» или «мужском» искусстве  -  обсуждения достойно только искусство в принципе».

Её дебют совпал  с периодом изменений в общественном сознании, связанных со студенческими волнениями в Париже в 1968. В атмосфере радикализма она заявила, что искусство может быть найдено на улице, связано с решением задач повседневной жизни, а не только существовать в закрытом пространстве музея.
На выставке  будут представлены объекты, созданные ею в семидесятые годы, в самом начале художественной карьеры. Эти инсталляции, состоящие из бесчисленного множества предметов, фотографий и рисунков, собраны в серии, иллюстрирующие стереотипный мир женщин двадцатого века. Данный проект также будет содержать монументальные и театральные произведения 80-х и 90-х годов, и разные механические инсталляции. Кроме того, Мессаже подготовит новую инсталляцию специально для выставки в Москве.

Основным критерием отбора работ стало представление ключевых тем ее творчества -  вопросы сексуального и физического насилия, фрагментация тела, грех, одержимость внешним видом, сказки, дети, символы, чучела, маскировка, искажение, повторение. Ее работы часто выполнены с использованием «женских» материалов и техник. Цель экспозиции  -  не показать работы художницы в хронологическом порядке, а, скорее, сфокусировать внимание на эстетическом и тематическом единстве творчества Мессаже.

Краткая биография

Аннетт Мессаже родилась в 1943 году в Берк-сюр-Мер во Франции. С 1962 по 1966 годы училась в Высшей национальной школе декоративного искусства (École Nationale Supérieure des Arts Décoratifs) в Париже, где создавала сюрреалистические скульптуры. В 1961 году она выиграла Гран-при международного конкурса, спонсором которого выступала компания Kodak. В 1964 году Мессаже путешествовала по Азии, купив камеру в Гонконге, делала фотографии в Японии, на Филиппинах, в Камбодже, Индии и Израиле. В следующем году она посетила Непал,  Цейлон, и США.

В 1971 году Галерея Germain в Париже пригласила ее участвовать в выставке, тематически связанной с шерстью. Мессаже представила для шоу мертвого воробья, для которого она связала покрывало. Эта работа положила начало серии «The Boarders» (1971-72), в которой она впервые начала использовать чучела в своей скульптуре.

С 1971 по 1974 годы Мессаже создала ряд альбомов записок, рисунков и фотографий, которые могли быть выставлены на стене галереи, как, например, «How My Friends Would Do My Portrait» (1972). В 1973 году на рисунке «The Bedroom Works/The Studio Works» художница изобразила свою квартиру, разделив ее на спальню (территория Мессаже-коллекционера) и студию (Мессаже-художник). Эти персонажи будут появляться затем неоднократно в творчестве Мессаже, наряду с другими — обманщиком, практичной женщиной, торговцем, дальше размывая границу между вымыслом и реальностью в ее работе.

В начале 1980-х Мессаже создала ряд инсталляции, как «Chimaeras» (1982-84), используя крупномасштабные изображения гротескных существ и повседневных предметов, состоящих из искаженных частей тела. Ее изучение человеческого тела продолжилось в серии «My Trophies» (1986-88), в которой она создала свои собственные «карты» тела, рисуя поверх фотографий частей тела, напечатанных в разном масштабе.

В «My Works» (1987) Мессаже снова развернула фотографии на стене галереи, на этот раз соединив их при помощи текста, написанного на стенах. Для ретроспективы в Musée de Grenoble в 1989 она создала « My Little Effigies» (1988) — серию, в которой она вешала фотографии частей тела вокруг шей чучел животных, сгруппированных вдоль стены, с одним словом, написанным много раз карандашом рядом с каждым животным.

В 2000-е Мессаже расширила исследования тел и их жуткой фрагментации: «Jointed/Disjointed» (2001-02) включает помимо чучел человеческие и животные части, а также гибридные формы, свисающие с потолка. Для монументальной инсталляции «Them and Us, Us and Them» (2002) она использовала сотни чучел птиц, мелких млекопитающих, созданий в форме перчатки на зеркальных платформах, подвешенных к потолку на разной высоте. В «Spectres of the Comtesse Hospice» (2004) гигантские органы, сделанные из искусственной кожи, свешиваются с потолка в темной сетке.

Мессаже участвовала во многих групповых выставоках, включая Биеннале Парижа (1977), Документу 6 и 11 (1977 и 2002), Сиднейскую биеннале (1979, 1984 и 1990), Венецианскую биеннале (1980, 2003 и 2005), Biennale d’Art Contemporain de Lyon (2000), Ливерпульскую биеннале (2008). Получила в 2005 приз Венецианской биеннале. Она живет и работает в Малакофф, пригороде Парижа.

На данный момент  работы живой легенды французского арта экспонируются в крупнейших галереях и музеях мира  -  Музее Гуггенхайма, Музее современного искусства, Нью-Йорк. Произведения Мессаже входят в собрания лучших французских музеев, как то: Музей современного искусства города Парижа, Музей современного искусства Бордо (CAPC), Региональный фонд современного искусства Лимузена (Frac Limousin), Региональный фонд современного искусства Аквитании и многих других.

Открытие состоится 24 июня 2010 в 19.00 в Фонде Культуры «ЕКАТЕРИНА». Адрес: ул. Кузнецкий Мост 21/5, подъезд №8, вход с ул. Большая Лубянка. Выставка продлится с 25 июня по 15 августа.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц