07.04.2010

«Темы и вариации»

7 марта 2010 года Виктору Борисовичу Эльконину исполнилось бы сто лет. На большой посмертной выставке в Государственной Третьяковской галерее в 1995 году творчество художника было представлено очень полно и многообразно. На выставке в ЦСИ М’АРС будет показано около 40 живописных работ, самые важные для мастера и любимые им циклы: «Модель со свечой», «Музей для себя» (Вольные копии), «Натюрморты», «Свечи горящие свечи потухшие» и другие. Учителями и друзьями Эльконина были такие замечательные художники, как  Павел Кузнецов, Владимир Фаворский, Константин Истомин, Лев Бруни. В 1930 году В.Б. Эльконин стал членом общества «4 искусства». Виктор Борисович никогда, даже в самые острые моменты борьбы с формализмом, не отступал от своих художественных принципов. О жизни и творчестве художника, его станковой живописи, работе в монументально-декоративном искусстве, книжной графике, театре написано очень много. Мы приводим здесь лишь несколько высказываний, которые наиболее точно выражают сущность работ мастера:

«С моей точки зрения, работы Эльконина глубоко содержательны и современны. Его натюрморты - это не старинные Stilleben. Это глубоко драматичное, психологически очень современное видение мира вещей. Пространство, его свойства и возможности всегда волнуют Эльконина. Можно сказать, что он пространственный художник, а это, по-моему, высшая похвала».
 А.В. Васнецов.

«Ни для кого, наверное, не будет откровением, если я скажу, что его обнаженные женщины - это постижение на натуре традиций искусства  Жоржа де Ла Тура. Эльконин умеет воплотить эти традиции в своем искусстве. А это, по-моему, очень трудно понять прошлое для того, чтобы сделать современно».
 А.В. Васнецов.

«Пластическая цельность искусства Эльконина основана на единстве контрастов. Аналитическое членение пространства, не нарушая целостности вещи, создает звучание ансамбля - этим определяется наиболее, по-моему, характерная черта эльконинских произведений».
 Н.И. Андронов.

«Картины и складывающиеся из них циклы живут  богатой и сложной жизнью чувства, они полны скрытого драматизма; изображенные предметы  толкуют между собой человеческими голосами. В простых по предметному репертуару сериях, где действуют «манекены и швейные машины», «вилки на столах», «стекло» и т.д., видятся столкновения и примирения, острые конфликты и успокоение… Одушевлены пластика, ритмы, движение цвета».
 А.А. Каменский

«Пройдут годы, многое отстоится во времени, падут ложные кумиры критики и публики, восстановятся насильственно рвущиеся звенья единой цепи явлений искусства, и все, кто того стоит, займут свои места в писанной и неписанной истории нашего искусства. Думаю, что мужественная и значительная  фигура В.Б. Эльконина в ней не затеряется».
 Е.Б. Мурина

       

Виктор Борисович, монументалист по специальности, работавший над мозаикой кинотеатра «Октябрь» (1967) в Москве, создавший гобелены «Русские города» (1976) для советского посольства во Франции, витражи для Музыкально-драматического театра в Кызыле (1981), и в станковых полотнах проявлял себя масштабно – он мыслил циклами, а не сериями. Циклы Эльконина – «Рыбачье» (1954), «Сети» (1961), «Модель со свечой» (1968), «Вышивальщицы» (1971), «Стулья» (1971) - вбирают в себя  всю специфику серийной организации материала, позволяющие создать неограниченное число субъективных вариаций на одну и ту же тему. Характерно и то, что его циклы развиваются не «вдоль» темы - от начала, через развитие, к завершению, а «вокруг» неё. На фоне всегдашней цветовой и интонационно-композиционной сдержанности автора редкие, достаточно экспрессивные решения звучат особенно выразительно. Работы художника находятся в крупнейших музеях России: ГТГ (19 работ), ГРМ (15 работ) и других, а также в музеях и частных коллекциях Франции, США, Германии, Великобритании.

Выставка будет открыта для посетителей с 14 апреля по 25 апреля 2010 г. на 2 этаже ЦСИ М’АРС (Пушкарев пер., д.5) с 12:00 до 20:00 ежедневно, кроме понедельника.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц