30.03.2010

«Время внутри нас. Фотографы из России, Турции и Греции»

«Время внутри нас. Фотографы из России, Турции и Греции» – так называется эта выставка. Чего мы ждали от этого совместного проекта? Одним вариантом было бы представить выставку в трех частях – ведь в каждой из трех стран существует своя фотографическая традиция. Что касается России, то стоит упомянуть конструктивистские снимки Александра Родченко (1891–1956), динамичные репортерские композиции Георгия Петрусова (1903–1971), авангардистские работы Эль Лисицкого (1890–1941) и опыты Бориса Игнатовича (1899–1976), практиковавшего фотомонтаж и аэросъемку. Среди фотомастеров Турции мы можем назвать Йилдизу Моран (1932–1995), первую женщину-фотографа в стране, Зеки Фаика Изера (1905–1988), мэтра турецкого фото-модернизма, Ара Гюлера (1928), всемирно известного фотожурналиста, прославившегося снимками Стамбула 1950–1960-х гг., а также Гультекина Цизгена (1940), большого мастера, много сделавшего для признания искусства фотографии в Турции. Из греческих авторов необходимо вспомнить Неллиз (1899–1998), с ее смелым и новаторским подходом к изображению человеческого тела, Димитриса Хариссиадиса (1911–1993), единственного греческого фотографа, принимавшего участие в выставке «Семья человека» в ньюйоркском Музее современного искусства, Воулу Папаиоанну (1898–1989), блестяще работавшую в портретном жанре, и Спироса Мелетзиса (1906–2003), сумевшего ярко запечатлеть образ греческой провинции.

Конечно, такой подход повлиял бы на концепцию совместного проекта и переместил бы акценты на происхождение фотографов-участников. Живущая в Стамбуле Энгин Озендес, автор идеи выставки и один из ее трех кураторов, предложила создать семь разделов, назвав их «Наблюдения», «Воспоминания», «Сновидения», «Свет», «Возвращение», «Наслаждение» и «Праздник». Таким образом, диалог между авторами перестал быть связан с географией проекта. Как будто все пятнадцать участников ужинали бы за одним столом и вели беседу. И, как обычно бывает в таких случаях, здесь обсуждалась бы любая тема, связанная с отношениями жизни и искусства. И все же, если понаблюдать, то можно заметить разницу как в восприятии времени каждым из фотографов, так и совершенно оригинальную концепцию «внутреннего пространства».

Представленные здесь пятнадцать художников происходят из трех очень разных стран. Хотя и здесь есть ряд параллелей: обширность Турции и ее многообразие, политические перемены в России и построение новой идентичности, исторически сложившаяся специфика Греции, переживающей переходный период – все это выводит на первый план черты индивидуальные, будь то социальный или эстетический аспект.

К фотографии можно относиться как к «молодому» искусству, но каждый из художников был воспитан в совершенно особой культурной традиции: художник творит, следуя и собственным мотивациям, и используя связи с историей, политикой, музыкой, литературой. В этих фотографиях не всегда угадывается происхождение автора. Но как только зритель узнает, из какой страны тот или иной фотограф, то весь опыт творчества и замысел автора – и на уровне означающего, и на уровне означаемого – обретает свой контекст и становится понятнее.

Концептуальный проект Ивана Михайлова, изображающего людей, стоящих на балконах и закутанных в одеяла, передает ощущение болезненной экзистенциальной тревоги в современной холодной Российской столице. Эти люди, уехавшие из маленьких городов и теперь смотрящие вдаль с балконов своих высотных домов, заглядывают в лицо будущему, где их ждет нелегкая борьба за жизнь в условиях жесткой конкуренции. В работах Бурджу Гёкнара мы уже видим людей, двигающихся в обратном направлении – это внутренняя миграция, которая в Турции призвана как-то замедлить болезненный процесс урбанизации. В то же время снимки Толги Озгала приглашают нас познакомиться с традиционной турецкой свадьбой. Эти художники обладают своим «пространством внутри», также как и Йоргос Кордакис с его серией «Глобальное лето». Идея лета для греков, конечно же, является одним из важных культурных архетипов. Но помня об этом, интересно отметить, что автор, пытаясь исследовать данный феномен, приходит к выводу, что лето – это не просто время года, но и способ визуализировать беззаботность: вещи теряют значение и становятся формой. А все остальное – неважно.

Конечно же, пространство имеет разное значение для каждого из художников. Некоторые подчеркивают связь пространства с историей сообщества или индивида: такими представляются православные школы Стамбула, запечатленные Парисом Петридисом, воскрешающие целую эпоху в жизни этнических меньшинств Османской империи; старая типография в центре Москвы, снятая Натальей Павловской и работы Юсуфа Севинчли, посвященные родному городу, где места детства оказываются неузнаваемыми для вернувшегося в них взрослого человека. Ощущение опустошенности и тоски по прошлому, равно как и внимание к предметам, которые будят навязчивые воспоминания, преобладают в творчестве этих фотографов. Убедительно выражает все эти идеи Берк Билгин в своих изъеденных временем фотографиях, на которых история присутствует не в виде аллюзии, а представлена в форме печати.

Другие художники воспринимают пространство в связи с людьми или в виде воображаемого мира, либо абсолютно вымышленного, либо основанного на реальности, но функционирующего на принципиально другом уровне. Здесь мы можем вспомнить ночные картины Дениза Ачикалина, портреты из «Дневника» Стратоса Калафатиса или сконструированный интертекстуальный мир Петра Ловыгина. Пространство также трактуется как переходный этап существования – между присутствием и отсутствием, как в композициях Кристины Димитриадис или в работах Паноса Коккиниаса, с его четкими и масштабными, метафорическими образами нашей жесткой действительности.

Наше ощущение пространства и окружающей реальности пребывает внутри нас, что доказывают как оригинальные урбанистические пейзажи Георгия Первова, символизм которых преображает суровые городские виды, так и снимки Тимофея Парщикова, запечатлевшие различные города мира.

Проект, задуманный Энгин Озендес, Ольгой Свибловой и мною, никак не претендует на то, чтобы дать полное представление о современной фотографии в наших странах. Его цель – познакомить публику с творчеством тех художников, которые уже ярко заявили о себе или, в некоторых случаях, только находятся на пути к успеху. Эта выставка – приглашение исследовать время и пространство внутри каждого из нас, о чем нам и напоминают все эти фотографии.

Вангелис Иоакимидис

Директор Музея фотографии, Салоники

Открытие состоится  31 марта  в 19.00 в Галерее “На Солянке” по адресу: ул. Солянка, д.1/2, стр.2, вход с ул. Забелина.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц