13.09.2011

Выставочный проект «Современное итальянское искусство середины ХХ века»

Выставочный проект «Современное итальянское искусство середины ХХ века» воссоздает атмосферу авангардистских и экспериментальных артистических поисков и представляет работы художников группы ZERO, движений кинетизма, спациализма, абстракционизма, группы N и группы T, исследовавших природу света, цвета, движения и пространства. Эти художники мыслили пространство искусства как «некую зону тишины и чистых возможностей для нового начала» (Отто Пине), противопоставляя собственное творчество индивидуализму информализма, неоэкспрессионизма и ташизма.

Выставка представит около семидесяти работ пятнадцати итальянских художников: Лучо Фонтаны, Пьеро Мандзони, Альберто Бьязи, Энрико Кастеллани, Агостино Боналуми, Дадамаино, Бруно Мунари и других. В экспозицию также включены архивные материалы - документы, манифесты, фотографии, - проясняющие творческие и личные отношения между самыми значительными художниками послевоенной Италии.

 

«Пионеры, или авантюристы от искусства»

Нанда Виго, август 2011 

 В начале 1960-х средств связи в современном понимании практически не существовало. Люди писали друг другу письма, потому что телефон стоил дорого, – и проще всего было общаться «вслух», тем более что художники постоянно перемещались по Европе и информация о выставках распространялась в «реальном времени». В Милане встречались в баре «Ямайка» в Брере, в Риме – в баре «Розати» на Пьяцца дель Пополо, в Париже – в кафе «Две макаки», а в Германии и Голландии в мастерских художников, пока Даниэль Споэрри не открыл в Дюссельдорфе бар-ресторан «Eat Art» в 1968-м.

Важным моментом в эволюции современного искусства в конце1950-х – начале 1960-х годов можно считать образование исследовательских групп, парадоксальным образом полностью автономных, в том числе и от самих художников. Первой такой «группой» стало движение спациализма (от итальянского spazio – пространство), основанное Лучо Фонтаной в 1946 году в Буэнос-Айресе, с первым теоретическим текстом, который получил название «Белый манифест». Вернувшись в Милан в 1947 году, Фонтана объединил художников и литераторов в архитектурной мастерской Роджерса, Пероссути и Бельджойозо, а затем в галерее Карло Кардацци «Корабль». 

 В Германии, в Дюссельдорфе, в движение ZERO объединились разные художники, которые – так же, как и в Италии – не были приняты традиционными галереями и устраивали однодневные выставки в собственных мастерских. В апреле 1958 года Отто Пине и Хайнц Мак издают первую книгу-каталог ZERO, естественно, с патетическим обличением информализма, неоэкспрессионизма и баухауза, превратившегося к тому времени в чистую графику и дизайн.

 

Свет и звук в расширении пространства

Общий знаменатель под манифестами Фонтаны, которые стали известны в Италии только в 1959-м, подвел Пьеро Мандзони. В июле 1961 года выходит третий выпуск книги-каталога ZERO, посвященный Лучо Фонтане, который навсегда останется почетным гостем на всех выставках и духовным отцом движения. Любопытное обстоятельство связано с тем, что все подписавшиеся под манифестами спациализма, за исключением Бурри, Танкреди и, конечно, Де Луиджи, никогда не работали в направлении, предложенным Фонтаной, но многие значительные художники – Ив Кляйн и Пьеро Мандзони – обрели и узнали самих себя в его словах, не будучи спациалистами.

 Более подробная информация о выставке расположена на сайте Московского Дома Фотографии:  www.mdf.ru



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц