27.10.2009

“Обнаженные для Сталина”

Выставка «Обнаженные для Сталина» представляет 71 произведение советского фотографического искусства, а также редчайшие документы, рассказывающие о сталинских репрессиях в сфере культуры. Выставляемые фотографии являются творениями наиболее известных русских фотографов XX века. Название выставки связанно не только со спецификой отобранных сюжетов, но также указывает на проблему беззащитности художника перед лицом тоталитарной власти. Главной целью выставки является исследование изменений в иконографии жанра ню в хронологических рамках второй половины 1920-х гг. по 1930-е гг.

Выставка «Обнаженные для Сталина» будет проходить в Риме с 29 октября 2009 г. по 11 января 2010 г по адресу Рим, Sala Santa Rita, Via Montanara 8, Piazza Campitelli.

Mykosha. Gymnastics. 1932

Lubarsky. Sanatorium. 1930-s

Выставка состоит из нескольких частей, каждая их которых соответствует тому или иному стилю в советском фотографическом искусстве, в частности пикториализму, «искусству движения», конструктивизму и соцреализму. Таким образом, работы, следующие той или иной эстетической концепции, контрастируют друг с другом несмотря на жанровое сходство.

Выставка открывает новые аспекты трансформаций, произошедших в сфере культуры под воздействием смены идеологических установок на примере съемки обнаженной натуры. Особый интерес заключается в возможности ощутить в масштабах одной выставки, как сильно различается фотографическое искусство второй половины 1920-х гг, где жанр ню ориентирован преимущественно на получение эстетического наслаждения, и работы 1930-х гг, где концепция жанра находиться под жестким идеологическим контролем.

С середины 1930-х гг. фотографии жанра ню подверглись резко негативной официальной критике, что во многом сыграло печальную роль в судьбе ряда выдающихся мастеров фотографии. В частности, согласно закону 1935 г. произведения в жанре ню были отнесены властями к порнографии, что стало поводом для привлечения ряда фотографов к уголовной ответственности.

Съемка обнаженной натуры в период НЭПа и до начала 30-х годов совпала с развитием такого важнейшего явления в искусстве, как «искусство движения». В рамках этого сложного явления фотографы снимали моделей в акробатических позах, запечатлевали пирамиды из человеческих фигур, спортивные соревнования, трудовые движения и т. д.

Grinberg. Nu. 1929               Vlasievsky. Jump. 1928

В официальном искусстве с середины 30-х годов, где отношение к теме обнаженной натуры было совершенно иным, индивидуальность человека нивелировалась под воздействием массовой коллективизации, которая в большинстве случаев носила насильственный характер. Особое место в этом процессе играл спорт, который способствовал реорганизации досуга и поддерживал официальную концепцию советского гражданина – красивого, сильного, молодого и здорового. Что же касается более ранних произведений в жанре ню, то они были отвергнуты как бесполезные, вредные и в итоге были объявлены вне закона.

«Нелегальные», ранее запрещенные фотографические работы, которые теперь стали объектом пристального интереса знатоков и музейных собраний, удалось спасти от уничтожения в советские годы благодаря усилиям наследников фотографов и частных коллекционеров. Проект стал результатом тесного партнерства и научных поисков сотрудников РОСИЗО, историков искусства из разных стран и частных коллекционеров Павла Хорошилова, Алексея Логинова и Анатолия Злобовского.

Организаторами выставки являются:  Ufficio Stampa Zetema Progetto Cultura,  Муниципалитетом города Рима, Fondazione Internazionale Accademia Arco, Zetema Progetto Culture и РОСИЗО.

Artcollegia
Анатолий Злобовский
                       +7 985 2332173                  zlobovsky@mail.ru



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц